ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Главная Абитуриенту Студенту Выпускнику Аспиранту и докторанту Сотруднику Контакты
Get Adobe Flash player
Университет
Управление
Образование
Наука
инновационная деятельность
центры
ож
Социальная сфера
Новости
    Конференции /     Цели и задачи модернизации сайта ВГТУ. Портальные технологии. /

конференция: Цели и задачи модернизации сайта ВГТУ. Портальные технологии. Формирование образовательных ресурсов ВГТУ и организации доступа к ним.

Создание образовательной информационной среды университета

Повышение качества обучения является одной из стратегических задач современного вуза. Для решения задачи в рамках Федеральной целевой программы развития единой образовательной информационной среды (ФЦП РЕОИС) разработана концепция развития образовательных информационных ресурсов и технологий их создания, сформирована система горизонтального и вертикальных порталов «Российское образование». Очевидна необходимость дальнейшего развития информационных ресурсов образования как сферы в целом, так и отдельных образовательных учреждений, т.е. актуальна задача создания вузовской образовательной среды, которая в конечном результате представляется в виде индивидуального образовательного пространства пользователя, в данном случае, обучаемого.
Резерв повышения качества обучения связан с организацией самостоятельной работы студентов. В государственных программах, определяющих приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, особое внимание уделяется формированию навыков работы учащихся с информацией и средствами ее обработки, что становится базой профессиональной деятельности выпускников учебных заведений в условиях информационного общества, необходимым компонентом информационной культуры.
В информационном обеспечении образования сегодня имеются трудности поиска, обработки и систематизации найденной информации, которые связаны с отсутствием единых подходов к размещению информационных ресурсов и дефицитом ресурсов высокой образовательной ценности. Информацию, представленную на сайтах образовательных учреждений, лишь условно можно считать образовательной, в большинстве случаев она имеет справочно-информационный характер. Это приводит к неиспользованию в образовательном процессе преимуществ телекоммуникационного доступа.
Для реализации современных задач развития информационной среды образования в наилучшей степени пригодны портальные технологии. В Интернете термин «портал» вначале использовался применительно к сайтам, обеспечивающим пользователям «централизованный вход» и специальные средства для поиска разнородной информации, т.е. к поисковым машинам, снабженным одновременно информационным каталогом и дополнительными сервисами (бесплатная почта, прогноз погоды, валютные курсы и т.п.). Примером может служить мега-портал «Кирилл и Мефодий».
Конечным этапом эволюции таких сайтов стало создание так называемых горизонтальных, или потребительских порталов. Горизонтальный портал – это портал, ориентирующийся на максимально широкий охват интересов своего потребителя. Как правило, в число сервисов такого портала входят информационные сервисы (новости, биржевые сводки, прогнозы погоды), сервисы бесплатной почты и размещения персональных страниц пользователя, развлекательные сервисы (чаты, форумы, конкурсы) и др.
Точками входа в сеть пользователей, объединившихся в группы по определенным интересам, стали вертикальные, или профильные порталы. Вертикальные порталы, в отличие от горизонтальных порталов, ориентированы на полный охват определенной аудитории, тематики или сферы деятельности человека. Они частично наследуют функциональность горизонтальных порталов, добавляя к ним сервисы, специфические для своей тематики.
В русле развития единого информационно-образовательного пространства России в рамках ФЦП РЕОИС создана система вертикальных (профильных) образовательных порталов, объединенных интегрирующей и координирующей программно-аппаратной структурой, – мега-порталом «Российское образование», являющейся центральным (горизонтальным) образовательным порталом. Федеральный портал «Российское образование» является базовым интегрирующим элементом для 14 вертикальных порталов. Вертикальные образовательные порталы созданы в двух вариантах: по областям знаний с охватом всех уровней образования (гуманитарный, естественно-научный, инженерный, портал открытого образования и др.); специализированные (общеобразовательный портал, поддержка ЕГЭ, «Международное образование», «Здоровье и образование»).
Портальные технологии активно применяются для создания научных и образовательных ресурсов. Еще в 2000 году был создан прекрасный портал «Грамота.ру», поддержку которого обеспечивает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Портал интегрирует множество словарей и справочников русского языка, предоставляет возможность интерактивной работы со словарями и справочной службой, проводит мониторинг культуры речи в СМИ, обеспечивает доступ к электронной версии журнала «Русская речь» и т.д. Можно привести примеры порталов в других областях: Интернет-магазины, туристические, корпоративные и индустриальные порталы, явившиеся результатом эволюции вертикальных порталов.
Общими чертами порталов всех типов являются способность интеграции и агрегации большого объема неоднородных данных, наличие развитых механизмов поиска, наличие средств персонализации содержимого портала для определенного пользователя.
Сегодня образовательные порталы становятся ключевым элементом организации информационного пространства, предоставляя централизованный, агрегированный доступ к учебным, методическим и иным материалам. Развитие вузовских порталов – один из способов организации вузовской информационной среды. Примером создания образовательной информационной среды (ИОС) может служить федеральная система виртуальных университетов, объединенная порталом «Открытое образование». Например, в ВГУ сформирована и используется в ИОС, в том числе и для целей дополнительного образования, электронная библиотека – около 300 учебных и методических пособий и более 100 учебных видео-курсов.
Конечный результат реализации портальной образовательной технологии представляется в виде персонального образовательного пространства обучаемого.
В состав сервисов и служб образовательного портала должны входить как общие сервисы и службы, характерные для порталов других типов, так и специализированные службы, обеспечивающие возможность адекватного доступа к различным электронным образовательным ресурсам.
Очевидно, что портал должен предоставлять возможности интеграции с существующими информационными ресурсами и системами. Под этим подразумевается интеграция образовательных ресурсов сайтов путем импорта информационных ресурсов и сервисов, когда портал предоставляет своим пользователям (например, вузам) персонифицированный доступ к содержанию портала (портик), а также путем импорта образовательной информации с использованием сервисов портала для прямого размещения импортируемой информации или создания образовательными ресурсами собственных сервисов.
Под сервисом портала подразумеваются программные средства, доступные через внешний или внутренний интерфейсы портала, которые помогают пользователям выполнять требуемые операции над содержимым разделов портала и использовать его ресурсы (поиск, навигация, карта портала).
В перечень базовых (разрабатываемых при реализации портала) сервисов и служб портала входят:
- сервисы поиска информации и навигации по ресурсам портала,
- информационные сервисы (система новостей, трансляция обновлений),
- сервисы интерактивного общения пользователей портала (система форумов, опросов и голосований, электронная доска объявлений и рассылки),
- сервис управления профилем пользователя,
- сервисы персонификации индивидуального и корпоративного порталов пользователя,
- сервисы мониторинга и статистики,
- службы экспорта и импорта информационных и функциональных ресурсов портала,
- служба аутентификации и авторизации доступа к содержимому портала.
При реализации служб образовательного портала должны быть обеспечены определенные требования, важнейшими из которых являются масштабируемость, возможность эффективной интеграции, безопасность.

В качестве технологической основы создания Web-портала Воронежского государственного технического университета взята технология iPHPortal, разработанная государственным НИИ ИТТ «Информика». В ОЦ НИТ созданы «Положение об информационных Интернет-ресурсах ВГТУ» и учебно-методическое пособие, служащие базой рубрикации и формирования контента портала. При их создании использовались результаты анализа сайтов зарубежных и ведущих российских университетов.
Web-сайт ВГТУ модернизирован с целью поддержания высокого уровня актуальности информационных ресурсов, что обеспечивают технология портала и привлечение подразделений и служб к подготовке информации, а также формирования значимой образовательной информации. Портальная технология позволила создать единообразный стиль сайта и современный дизайн. При возникновении необходимости, связанной с развитием портала, возможно простое изменение портальной структуры.


Дата проведения: 2005-10-12 - 2005-10-12
Дата приема докладов: 2005-10-09 - 2005-10-12

Секции конференции:

счетчик посещений
Последнее обновление

Учредитель: Министерство образования и науки Российской Федерации
© 1995-2017 Воронежский Областной центр новых информационных технологий (ОЦ НИТ)
при поддержке ГНИИ ИТТ "Информика" Минобрнауки России
--